Эффективность воспитательного процесса

 Эффективность воспитательного процесса определяется мерой соотношения поставленных целей, прогнозируемого результата и реально достигнутого. В то же время высокий результат может быть достигнут различного рода усилиями. Поэтому под эффективностью воспитательного процесса  понимается степень достижения запланированного результата в соответствии с затраченными педагогическими усилиями и средствами.

      Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса выполняет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции. При этом решается ряд задач:

 а) выявление реального состояния воспитательного процесса; эта задача решается с помощью педагогического среза, в ходе которого изучаются состояние и результативность воспитательной работы с учетом конкретных критериев, показателей, поставленных задач;

 б) анализ изменений, происшедших в воспитательном процессе. Изучение влияния различных условий и средств на результаты работы, их эффективности и педагогической целесообразности;

 в) выявление возможностей развития воспитательного процесса; изучение состояния и динамики развития является основой для поиска путей и средств дальнейшего совершенствования воспитательного процесса;

 г) определение эффективности влияния воспитательной работы на развитие личности учащегося и педагога, отношений в коллективе.

   Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса — один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена, прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В «чистом виде» определить результат влияния воспитательной работы на достижение поставленных педагогических задач невозможно. Имеет ли тогда смысл изучать эффективность воспитательного процесса? Безусловно, так как, отказавшись от его изучения, мы обрекаем детей на стихийное существование и развитие.

      Считается нецелесообразным устанавливать единые для всех школ, коллективов критерии и показатели эффективности воспитательного процесса, потому что они могут быть разработаны самими участниками с учетом целей и задач проводимой работы, основных идей концепции, этапа развития воспитательной системы. Эти критерии служат прежде всего инструментом для самоанализа и самооценки детей, педагогов, родителей, школьного коллектива. Они должны быть достаточно конкретными, доступными для измерения, понятными для детей и взрослых. При изучении эффективности воспитательного процесса надо иметь в виду, что динамика показателей может быть неодинаковой, более того, некоторые показатели могут почти не меняться, а иногда быть хуже, чем на предыдущем этапе. Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу. Эффективность воспитательной работы школы определяется в какой-то мере воспитанностью учеников и выпускников школы, подготовленностью их к сознательному выбору профессии, способностью адаптироваться к современным условиям жизни. Необходимо подчеркнуть, что определение уровня воспитанности школьников позволяет выявить меру соответствия личности учащегося запланированному воспитательному результату и степень реализации цели и задач воспитательной работы учебного заведения.

 

Школьные мероприятия

Сайт учителя русского языка и литературы Ольги Витальевны Воробьевой

  

Язык - всем знаниям и всей природе ключ!

                                                  В.Г. Державин

Анализ воспитательной работы за 2009-2010 учебный год

по филиалу МОУ СОШ с.Тербуны в с.Ивановка

Сегодня, в условиях социальной нестабильности, обострения национальных отношений, утраты духовных ценностей особенно значимой становится роль школы, как гаранта мира и общественной нравственности. В связи с этим время ставит нас перед необходимостью пересмотреть свои взгляды на воспитательный процесс в общеобразовательном учреждении. Исходя из этого, главной целью воспитательной работы школы является:

- способствовать воспитанию свободной, гуманной, духовной, самостоятельной личности, обогащённой научными знаниями, готовой к сознательной творческой деятельности и нравственному поведению.

Для осуществления этой высокой цели перед педагогами школы стояли следующие задачи воспитательной работы:

1.  Создать условия для развития мотивации личности к познанию мира, другого человека, себя.

2. Способствовать воспитанию у школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к природному и культурному наследию родного края, России, всей планеты.

3.   Содействовать активному включению воспитанников в созидательную и преобразовательную деятельность.

4.  Создание условий для сохранения здоровья учащихся, воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни.

5.  Оказание помощи в становлении растущей личности, ее самореализации.

6.  Содействовать развитию творческих задатков и способностей детей.

7. Организация продуктивного воспитательного взаимодействия и сотрудничества всех структур школы и ее социальных партнеров.

Для реализации поставленных задач были определены следующие направления: «Гражданско-патриотическое воспитание», «Нравственно-эстетическое воспитание», «Экологическое воспитание», «Профилактика правонарушений», «Здоровый образ жизни», «Семейное воспитание», «Трудовое воспитание».

 

   Одним из приоритетных направлений  воспитательной работы в школе в 2009-2010 учебном году было  направление «Гражданско-патриотическое воспитание», целью которого является формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну. В течение года педагогическим коллективом была проведена большая работа по этому направлению: воспитывалось уважение к символам и атрибутам Российского государства, прививалась любовь к малой Родине, к родной школе через традиционные школьные дела. В рамках данного направления проходили мероприятия,  посвящённые 65 летию Великой Победы. Старшая вожатая провела устный журнал « 27 января  День освобождения Тербунского района от немецко-фашистских захватчиков». На торжественной линейке, посвящённой Дню юного героя-антифашиста, состоялся приём в пионеры трёх учащихся школы. Под барабанную дробь им повязывали галстуки пионеры-ветераны. Вновь вступившие пионеры произносили клятву. Клятвы детей – это не только волнующий момент в жизни детей. Они рождают и ответственное отношение к учебе, и уважение к учителям, родителям, окружающим людям, и чувство гордости и ответственности за школу. Учащиеся 5-9 классов  вместе со заместителем директора по УВР и старшей вожатой оказывали тимуровскую помощь ветерану Петрову А.П., участвовали в уборке могил ветеранов, в акции «Звезда ветерану», торжественно поздравляли ветеранов и вручали им открытки и памятные подарки. Была организованы выставка книг под названием « Давно умолкли залпы той войны», выставка рисунков учащихся о войне. Учащиеся школы принимали участие в районном конкурсе детского творчества, приуроченного к 65-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне: «И помнит мир спасённый…» и стали победителями в двух возрастных категориях. Эмоциональным, запоминающимся прошёл утренник в начальных классах «Солдатами спасённая весна». Учителя литературы и истории провели конкурс чтецов стихотворений о Великой Отечественной войне.

 

     Направлению воспитательной работы «Профилактика правонарушений» в школе уделяется особое внимание. Формируем у учащихся правовую культуру, свободно и  ответственно самоопределяться в сфере правовых отношений с обществом, учим бороться с безнравственными и противоправными поступками людей. С этой целью проводились следующие классные часы: «Подростковое бродяжничество», «Как можно защититься от несправедливости», «Как не стать жертвой преступлений», «Преступность несовершеннолетних и наркомания» и другие, лекция «Правовой статус несовершеннолетних», круглый стол «Я и мои права», беседа-диспут «Азбука поведения». Библиотекарь систематически организовывала выставки книг, журналов, статей по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Школа тесно сотрудничает с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся. Функционирует в школе Совет по профилактике правонарушений, в состав которого входят администрация школы, общественный инспектор, учителя, родители. Работа строится по чётко намеченному плану на год. Отслеживается занятость учащихся, состоящих на внутришкольном учёте, в свободное время, в период каникул, привлечение их к занятиям в кружках, спортивных секциях. В течение учебного года коллективом школы ведётся работа по профилактике пропусков обучающихся. Ежедневно ведётся работа с опаздывающими, выясняются причины отсутствия детей  (посещение семьи, звонок домой), проводятся беседы,  встречи с родителями. Преодолевая негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекаем с целью помощи и поддержки: родительский комитет, главу сельской администрации, участкового уполномоченного милиции. С целью предотвращения правонарушений среди несовершеннолетних в вечернее время  продолжают работу учительско-родительские патрули.

 

   Решая задачу направления «Здоровый образ жизни» формирование представлений об отрицательном воздействии наркотических веществ на здоровье человека и ознакомление с юридической ответственностью за распространение и употребление психоактивных веществ, в школе проводилась большая работа. В рамках месячника, направленного на профилактику наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних, на классных часах обсуждались такие темы, как «СПИД – быстрая смерть», «Умей сказать нет!», «Наркомания и личность», «Наркотики – путь в никуда» и другие.

Провели общешкольную пресс-конференцию «О вреде курения», внеклассное мероприятие «Враги здоровья», анкетирование «Оценка уровня информированности по проблеме ВИЧ/СПИД». Среди учащихся прошел конкурс рисунков на тему «Мы за здоровый образ жизни». Заместитель директора по УВР провела родительское собрание  «Родители против наркотиков» с использованием мультимедиа. Завуч познакомила родителей с основными группами наркотиков, с положением наркомании в России, Липецкой области, в Тербунском районе, какие последствия несёт наркомания, провела с ними тест «Сумеет ли устоять ваш ребёнок?». К Международному дню борьбы с наркомафией и наркобизнесом была организована лекция фельдшера «Профилактика наркотической зависимости у детей и подростков».

Для сохранения и поддержки здоровья детей ведётся спортивно-оздоровительная работа, в которой сочетаются разнообразные по содержанию и форме виды досуга: информационно-познавательные игры, практические занятия, уроки Здоровья, инструктажи.

В рамках акции «Спорт, как альтернатива вредным привычкам» прошли соревнования по настольному теннису, «Весёлые старты», эстафета «Мама, папа, я – спортивная семья».

Учащиеся школы принимали участие в районных соревнованиях по пешеходному туризму  и заняли призовые места. На территории школы проходили товарищеские матчи по футболу между командами  учащихся школы.

 

   Работая по направлению «Нравственно-эстетическое воспитание» стараемся создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков, знакомим детей с нравственными законами и поступками, с традициями и обычаями  общения и досуга предыдущих поколений, изучаем с учащимися нравственные традиции их семей и поколений. В течение  года проходят классные часы, посвящённые культуре поведения.  Учителя начальных классов в январе провели Неделю вежливости. В феврале учителя литературы подготовили конкурс знатоков «Вдохновение» (красивые истории о красивой любви). На протяжении всего учебного года организовывали различные конкурсы (конкурс поделок из природного материала, конкурс новогодних плакатов, конкурс «Вместо ёлки новогодний букет»). По данному направлению работает и воспитатель группы продлённого дня. Настораживает, в отдельных случаях, среди подростков недоброжелательность, нетерпимость по отношению друг к другу. В связи с вышеуказанной проблемой  в школе активизировалась  работа по воспитанию толерантных чувств.

 Целями и задачами экологического воспитания  в нашей школе являются: воспитание доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни и к себе, воспитание навыков экологической культуры, навыков взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения, вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения. Решая данные задачи, классные руководители 1-9 классов провели классные часы на темы «Земля – наш дом родной», «Край мой родниковый», «Мы пришли отдыхать», «Берегите родную природу» и другие. Старшая вожатая подготовила и провела устный журнал «Экологический бумеранг». В классе, в котором прошло мероприятие, была оформлена выставка рисунков учащихся на тему «Сохраним нашу планету голубой и зелёной». Воспитатель в группе продлённого дня провела КВН «Птичьи разговоры», «Праздник русской берёзки». Учитель биологии  с учениками 7, 8 классов прошли по остановкам экологической тропы и благоустроили их, очистили родник. Школьники вместе со старшей вожатой участвовали в акции «Чистый берег», очищали берег реки Олымчик.

 

    В начале года педагогический коллектив  поставил ряд задач, одной из которых является создание условий для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся. Выполняя поставленную цель, систематически проводились общешкольные и классные родительские собрания. Уровень посещаемости родительских собраний в некоторых классах низкий, что негативно влияет на поведение учащихся, успеваемость, отсутствие интереса к школьной жизни в целом.

Линейки, посвящённые «Первому сентября» и «Последнему звонку» стали праздником  не только для школы, но и для села. За учебный год прошло большое количество общешкольных мероприятий, на которые были приглашены родители. Отмечу наиболее яркие и запоминающиеся: концерт, подготовленный учениками 1-9 классов, посвящённый Дню Матери, утренник в  начальных классах «Для милых мам» ко Дню 8 Марта. Так как в селе нет детского сада, то Утренник «Здравствуй, Новый год!» был организован для всех детей младшего возраста. Старшая вожатая с учениками 5-9 классов подготовили новогодний концерт «В гостях у Снежной королевы» для всех жителей села.

 

Работая по направлению «Трудовое воспитание» прививаем учащимся любовь к труду, уважение к людям труда, повышаем уровень профориентации. В связи с этим проводили конкурс сочинений «Моя будущая профессия», оформили уголок профориентации.  Учащиеся нашей школы активно принимали участие в благоустройстве территории школы (опиливали деревья, убирали мусор, разбивали цветники), работали на учебно-опытном участке. Силами работников школы и учеников была ликвидирована несанкционированная свалка, находящаяся недалеко от здания  школы.

 

 

© vorobiewa-olia

Сделать бесплатный сайт с uCoz