Воробьева Ольга Витальевна

учитель русского языка и литературы

Закончила Елецкий государственный университет им И.А. Бунина в  г. Ельце по специальности филолог, преподаватель филологии. (26 июня 2009г.) 27 сентября аттеставалась на первую категорию.

 

liter._8kl.doc

 Образовательные программы:

Программа по литературе 7 класс lit_7.doc
                                                          literatura_7kl.doc

                                                          russkii_7kl.doc

                                                           liter._8kl.doc

Сайт учителя русского языка и литературы Ольги Витальевны Воробьевой

  

Язык - всем знаниям и всей природе ключ!

                                                  В.Г. Державин

1. Динамика образовательных достижений

1.1. Доля выпускников (в %), получивших положительные отметки по результатам внешнего мониторинга

 

 

Русский язык

Доля выпускников (в %), получивших положительные отметки

по результатам внешнего мониторинга

2010-2011г.- 100%

2011-2012г.- 100%

год

год

1.2.Доля выпускников (в %), получивших отметки «4» и «5» по результатам внешнего мониторинга

 

Русский язык

Доля выпускников (в %), получивших отметки «4» и «5» по результатам внешнего мониторинга

2010-2011г. – 50%

2011- 2012г.- 66,7%

год

год

1.3. Доля обучающихся (в %), получивших положительные отметки по результатам внутришкольного контроля

(административные контрольные работы)

 

 

Русский язык

Доля выпускников (в %), получивших положительные отметки

по результатам внутришкольного контроля (административные контрольные работы)

2010-2011г. – 80%

2011-2012г.-100%

год

год

1.4. Доля обучающихся (в %), получивших отметки «4» и «5» по результатам внутришкольного контроля

(административные контрольные работы)

 

 

Русский язык

Доля выпускников (в %), получивших «4» и «5» по результатам внутришкольного контроля (административные контрольные работы)

2010- 2011г.- 50%

2011-2012г.- 66,7%

год

 

 

 

1.5. Доля выпускников (в %), получивших положительные отметки по результатам итоговой аттестации в форме ГИА

 

 

Русский язык

Доля выпускников (в %), получивших положительные отметки

по результатам итоговой аттестации в форме ГИА

2011-2012г. - 100%

год

год

год

1.6. Доля выпускников (в %), получивших 70 баллов и выше по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ

Предмет

Доля выпускников (в %), получивших 70 баллов и выше по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ

год

год

год

год

1.7. Доля обучающихся (выпускников) (в %), получивших положительные отметки по итогам учебного года

 

 

Русский язык

Доля обучающихся (выпускников) (в %), получивших положительные отметки

по итогам учебного года

2010-2011г. – 100%

2011- 2012г.-100%

год

год

Литература

2010-2011г.- 100%

2011-2012г.-100%

 

 

1.8. Доля обучающихся (выпускников) (в %), получивших отметки «4» и «5» по итогам учебного года

 

 

Русский язык

Доля обучающихся (выпускников) (в %), получивших отметки «4» и «5» по итогам

учебного года

2010-2011г.- 50%

2011-2012г.- 66,7%

год

год

Литература

2010-2011г.- 80%

2011-2012г.- 92%

 

 

1.9. Дополнительная аналитическая информация к п. 1.1. - 1.8

Образовательная программа  успешно выполняется. В результате обучения выявляется положительная динамика учебных достижений. По итогам учебного года и государственной ( итоговой) аттестации отмечается хорошая подготовка  по русскому языку у  обучающихся. Использование современных педагогических технологий,  практическая направленность обучения на формирование ключевых компетенций, использование современных дидактических материалов нового поколения позволило мне добиться высоких результатов государственной (итоговой) аттестации. Из троих учащихся  двое  получили оценки «отлично» и « хорошо». 

2. Познавательная активность обучающихся по предмету

2.1. Наличие обучающихся – участников и призеров предметных олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований, смотров

 Большое внимание уделяю подготовке обучающихся  к предметным олимпиадам  различного уровня,  где они имеют возможность применить знания и навыки, полученные не только на уроках,  но и на дополнительных занятиях.  

а) Олимпиада по «Русскому языку» школьный уровень 2009г. Логачёв Г.(7кл)-2место;   2010 г. Логачев Г. (8 кл.)-2 место;

б) Муниципальный этап районного конкурса чтецов «И мы сохраним тебя русская речь - великое русское слово…» 2010г. Плужников Е. (5 кл.)- 3 – место;

Муниципальный этап областного конкурса литературных работ «Что в имени тебе моем?» 2011г. Плужников Е. (6 кл.)- 4 место;                 Муниципальный этап областного конкурса чтецов «Живая классика» 2012г. Плужников Е. (6 кл.) – 5 место; Кузнецова Ю. (6 кл.) – 7 место;

в) Всероссийский мультитест по русскому языку (2011г) Кузнецова Ю. (6 кл)- 2 место; Плужников Е. (6 кл.)- 4 место

 

2.2. Исследовательская, проектная деятельность по предмету и внеклассная работа

Исследовательская  работа «Поиски автора «Слово о полку Игореве»,  ученик  9 класса Логачев Геннадий,  январь 2012г 

            2.2.1. Участие обучающихся в конференциях: 

Уровень

2011-2012уч.г.

уч. г.

уч. г.

уч. г.

Кол-во

участников

Кол-во

призеров

(1-3 место)

Кол-во

участников

Кол-во

призеров

(1-3 место)

Кол-во

участников

Кол-во

призеров

(1-3 место)

Кол-во

участников

Кол-во призеров (1-3 место)

Международные

 

 

 

 

 

 

 

 

Всероссийские

 

 

 

 

 

 

 

 

Региональные

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальные

1

 

 

 

 

 

 

 

На уровне ОУ

1

1

 

 

 

 

 

 

            2.2.2. Участие обучающихся в проектах:

Уровень

2011-2012уч. г.

уч. г.

уч. г.

уч. г.

Кол- во

участников

Кол-во

призеров

(1-3 место)

Кол-во

участников

Кол-во

призеров

(1-3 место)

Кол-во

участников

Кол-во

призеров

(1-3 место)

Кол-во

участников

Кол-во призеров (1-3 место)

Международные

 

 

 

 

 

 

 

 

Всероссийские

 

 

 

 

 

 

 

 

Региональные

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальные

 

 

 

 

 

 

 

 

На уровне ОУ

       

        

 

 

 

 

 

 

                   

 

2.3. Работа постоянно действующих   факультативов;  кружков;  курсов по выбору, которыми руководит аттестуемый педагог (целесообразность работы кружков, факультативов, курсов по выбору, влияние данной деятельности на результаты обучения и воспитания).

Название факультатива, кружка, курса по выбору

2011- 2012г.

уч. г.

уч. г.

уч. г.

Кол-во

участников

Сохранность контингента (%)

Кол-во

участников

Сохранность контингента (%)

Кол-во

участников

Сохранность контингента (%)

Кол-во

участников

Сохранность контингента (%)

Элективный курс по русскому языку «Знай и люби родной язык»

       4

       100%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Дополнительная аналитическая информация к п. 2.1 – 2.3 (работа с детьми с особыми потребностями; роль педагога в активизации познавательной деятельности обучающихся; роль активизации познавательной деятельности в достижении образовательного результата и др.).

Мной разработана программа элективного курса по русскому языку «Знай и люби родной язык», направленный на углубленное изучение русского языка. Цели элективного курса - это повышение  интереса  к гуманитарному образованию на основе расширения

лингвистического кругозора учащихся, углубление содержания основного курса и его практической направленности, развитие познавательной активности, подготовки учащихся к олимпиаде по русскому языку. Поставленные цели успешно выполняются. Учащие с удовольствием посещают данный курс.

 

3. Удовлетворенность организацией образовательного процесса (по предмету)

3.1. Результаты опросов, анкетирования, рейтинг предмета, жалобы со стороны детей и родителей, административные взыскания.

Жалоб со стороны родителей и детей нет. Опрос родителей и детей показал, что они удовлетворены преподаванием предмета русского языка и литературы.

 

3.2. Наличие благодарностей, поощрений.

 

Уровень

2011- 2012 уч. год

 

уч. год

 

уч. год

 

уч. год

 

Международные

 

 

 

 

Всероссийские

Диплом за организацию сверхпрограммного конкурса Мультитест, объявленного ИРШО

 

 

 

Региональные

 

 

 

 

Муниципальные

 

 

 

 

На уровне ОУ

 Благодарность  за проведение открытого внеклассного мероприятия  «Стихи и песни о войне»

 

 

 

 

3.3. Наличие наград.

 

Уровень

уч. год

 

уч. год

 

уч. год

 

уч. год

 

Отраслевые

 

 

 

 

Государственные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Деятельность педагога по воспитанию обучающихся

4.1 Воспитание позитивного отношения обучающихся к общечеловеческим ценностям посредством содержания, форм и методов воспитательной работы. Создание условий для формирования их социальной компетентности.

По роду своей деятельности учитель не может быть оторван от воспитательного процесса. Считаю, что вся моя педагогическая деятельность должна быть направлена на то, чтобы помочь обучающемуся  социально адаптироваться к жизненным условиям и показать любое его продвижение в учении как общественно значимый фактор. Через работу на уроке или участие в дистанционных мероприятиях я стараюсь научить их самостоятельности, умению искать и принимать решения, быть терпеливей и терпимее друг к другу.

С 2010 года являюсь классным руководителем. Проводимая мною работа с коллективом класса по нескольким направлениям: воспитательная работа, учебная деятельность, внеклассная работа по предмету позволили сплотить учащихся в единое целое, в коллектив, способный к взаимоподдержке, сочувствию, где каждый учащийся стал его неотъемлемой частью со своим личным мнением и взглядами.

Ребята принимают активное участие в самоуправлении класса и школы: каждый ребенок имеет в классе социально-значимое поручение.

Неразрывно связываю свою деятельность классного руководителя с деятельностью социальной службы школы. Стараюсь действовать  в интересах каждого ребенка, что выражается в осуществлении социального партнерства по вопросам просвещения социальной защищенности детей.

Решая задачу по воспитанию  подрастающего поколения, работаю в тесном содружестве с классными руководителями школы и родителями учащихся во внеурочной деятельности. Для более успешной социальной адаптации моих воспитанников провожу классные часы совместно с родителями, на которых сами родители делятся  с ребятами жизненным опытом и спецификой своих профессий, тем самым внося значительный вклад в профориентационную работу с классом.

Ребята моего класса всегда принимают активное участие в школьных проектах, направленных на благоустройство территории села, школы, класса, мероприятиях по озеленению объектов школы и села, оказывают помощь сельскохозяйственным организациям, регулярно занимаются поливкой цветов в здании школы. Являются членами Добровольческого движения.

Благодаря такой организации внеклассной деятельности и тесного сотрудничества с родителями, учащиеся моего класса являются активными участниками общешкольных мероприятий, занимая призовые места.

Организую проектную деятельность учащихся, направленную на социализацию личности, формирование нравственных качеств детей, воспитание в них чувства патриотизма при обращении к историческому прошлому и  ответственности за происходящее рядом.

 

        4.2. Индивидуализация воспитательного взаимодействия.

Индивидуализации воспитательного воздействия происходит  за счет организации ученического самоуправления, социально-психологической службы, расширенной сети кружков, секций, а также вовлечение в общешкольные мероприятия.

Участие учащихся в самоуправлении расширяет сферу применения способностей и умений учащихся, дает каждому возможность развить талант, проявить инициативу, найти дело по душе, каждому включиться в общественную жизнь школы. Социально-психологическая служба оказывает индивидуальную помощь обучающимся в различных ситуациях. Вовлечение детей в различные детские объединения, кружки, спортивные секции способствующей самоутверждению личности в различных сферах деятельности. Ребята моего класса посещают  спортивные секции по волейболу и футболу. За последние два  года учащиеся моего класса участвовали во всех общешкольных мероприятия. Вот мероприятия за последний год: День знаний, День Учителя, Осенний бал, День Матери, Новогодний бал, 23 февраля, День освобождения  Тербунского  района, 8 марта, Масленица,  День Земли, 9 Мая, Последний звонок.

4.3. Воспитательная направленность содержания учебных программ по предмету.

Каждый из педагогов-предметников, и я не исключение, активно реализует воспитательные функции в процессе работы с учениками. Именно через предметную сферу удалось наладить работу ребят как единого коллектива. И результат был положительным: ученики разных классов сдружились, были преодолены негативные варианты во взаимоотношениях ребят между собой и с учителями. Во внеурочной деятельности формируются группы разновозрастные по интересам.

Организация дополнительных развивающих мероприятий по русскому языку и литературе способствует реализации главной социальной цели - созданию условий для адаптации учащихся в современном обществе, приобретению опыта социальной деятельности.

За последние несколько лет в школе практикуется день самоуправления (ко дню учителя), ученики  8-9-х классов заявляют себя учителем какого-либо предмета в классах со 2-го по 7 -ый. Ответственно готовятся к уроку согласно изучаемой теме, которую и сами, порой, не очень четко усвоили в свое время  и затем проводят урок. При необходимости, при подготовке к уроку или на уроке ученики задали своим новым учителям коварный вопрос, учитель-предметник помогает разрулить ситуацию.

Главной целью деятельности учителя-филолога считаю открытие мира великой русской культуры,  воспитание в учениках уважения к русскому слову, приобщение их к лучшим достижениям русской словесности.

        Для реализации этой цели:

обеспечиваю формирование у обучающихся лингвистической, коммуникативной, компетенций;

развиваю их познавательную активность;

воспитываю любовь к родному языку и литературе.

Отдельной задачей я считаю формирование культурологической компетенции обучающихся, позволяющей личности:

ощущать себя объектом культурно-исторического процесса;

быть широко образованным, иметь познания в разнообразных областях науки и искусства;

понимать закономерности развития культуры как процесса по созданию, сохранению и трансляции общечеловеческих ценностей;

общаться в современном мире, оперируя реалиями, обычаями, образами не только своего народа, но и других народов Земли.

 

4.4. Методические разработки, пособия, рекомендации, выступления, доклады по организации и проведению воспитательной работы.

С 2011  года являюсь начальником оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Солнышко», который функционирует во время каникул на базе филиала МБОУ СОШ с. Тербуны в с. Ивановка.

 

Форма
Уровень
Тематика с указанием года

Открытый классный час

Муниципальный

 

«Здоровье и питание», декабрь 2010 г.

Открытый классный час

На уровне ОУ

«Курение – коварная ловушка», октябрь 2011г.

Открытый классный час

На уровне ОУ

«Школа самоуважения», март 2011г.

Открытый классный час

На уровне ОУ

«Школьный этикет» , февраль 2012г.

Выступление с докладом на педагогическом совете.

Уровень ОУ

«Трудовое воспитание в школе» апрель, 2012г.

 

5. Условия, обеспечивающие результат

5.1. Проектирование и прогнозирование образовательного процесса

В своей работе широко использую традиционные методы прогнозирования учебного процесса - наблюдение, опытная работа, собеседование, анкетирование, анализ письменных и графических работ учащихся, педагогический эксперимент, изучение учебной документации.

            5.1.1. Учебно-методический комплекс (УМК) и обоснование его выбора педагогом.

Работаю по программе учебного курса по русскому языку для 5-9 классов по УМК  В.В. Бабайцевой. Обоснованность выбора заключается в традиционности изложения в сочетании с современными методологическими приемами, а так же в возможности вариативности содержания материала. Данный комплекс соответствует современным общеобразовательным стандартам, написан доступно и интересно. В изложении материала учебника сочетаются наглядность и строгая логика. Последовательность изложения различных разделов.

            5.1.2. Наличие  рабочей программы, ее обоснованность.

Мною разработана  рабочая программа для 5-9 классов, она составлена на основе авторской комплексной программы для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Бабайцевой.  Обоснованность выбора программы заключается  в сохранении принципа преемственности и в соответствии Концепции модернизации Российского образования. Для реализации рабочей программы используются  учебники:

Бабайцева В.В. Русский язык. 5-9 кл. Дрофа

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. 5-9 кл. Дрофа

Бабайцева В.В., Купалова А.Ю. / Под ред. Купаловой А.Ю. Русский язык. 5 кл. Дрофа

Бабайцева В.В., Лидман-Орлова Г.К., Никитина Е.И. Русский язык. 6 кл. Дрофа

Бабайцева В.В., Пименова С.Н., Никитина Е.И. Русский язык. 7 кл. Дрофа

Бабайцева В.В., Пичугов Ю.С., Никитина Е.И. Русский язык. 8 кл. Дрофа

Бабайцева В.В., Пичугов Ю.С., Никитина Е.И. Русский язык. 9 кл. Дрофа

Никитина Е.И. Русский язык. 5 кл. Дрофа

Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 6 кл. Дрофа

Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 7 кл. Дрофа

Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 8 кл. Дрофа

Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 кл. Дрофа

 

            5.1.3. Разработка и реализация авторской образовательной программы, прошедшей внешнюю экспертизу:  

Наименование образовательной

программы 

ФИО эксперта, наименование организации, осуществившей экспертизу

            5.1.4. Участие педагога в разработке Программы развития образовательного учреждения.

            5.1.5. Соответствие дидактических и методических материалов используемому УМК, их систематизация.

 Система УМК  по предметам  как единый комплекс учебных материалов отражает принцип комплексности. Учебно-методические материалы направлены на реализацию ступени образовательного стандарта по предметной области: каждый элемент комплекса дополняет содержание и функциональные возможности другого. Все виды учебных и методических материалов отражены в комплексе: бумажные издания, электронные приложения. Комплекс этих материалов отражает все потребности учащегося и учителя в предмете.

                                                                                5 класс

 Книгина М.П. «Тесты по русскому языку 5 кл.» Дрофа, 2009

 «Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку 6 класс». Под редакцией С.Н. Пименовой, М.: «Дрофа», 2009

Никитина Е.И.  «Уроки развития речи. Методические рекомендации», М.: «Дрофа», 2009

 

 Халикова Н.В. ,  Леденева В.В. «Контрольные и проверочные работы по русскому языку 5 кл.», М.: «Дрофа», 2009

                                                                                   6 класс

Купалова А.Ю. и др. «Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». М.: «Дрофа», 2009

Никитина Е.И. «Уроки развития речи в 6 классе». М.: «Дрофа», 2009

Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку 6 класс. Под ред. С.Н. Пименовой. М.: «Дрофа». 2009

Петровская С.С., Черников И.Н. «Диктанты по русскому языку 6 класс», М.: «Дрофа», 2009

                                                                                   7 класс

 Богданова Т.А.  «Уроки русского языка. 7 класс», М.: «Просвещение», 2008

 Егорова Н.В. «Тесты по русскому языку. 7 кл.». М.: «ВАКО», 2009

Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой. М.: «Дрофа». 2009

Роговик Т.Н. «Сборник диктантов по орфографии и пунктуации». М.: «Экзамен», 2009

                                                                                   8 класс

 Егорова Н.В. «Тесты по русскому языку». М.: «ВАКО», 2009

Никитина Е.И. «Уроки развития речи. Методические рекомендации», М.: «Дрофа», 2009

Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку 8 класс. Под ред. Ю.С. Пичугова. М.: «Дрофа». 2

Пичугов Ю.С. Дидактический материал по русскому языку». М.: «П», 2009

                                                                                   9 класс

 Егорова Н.В. «Уроки русского языка в 9 классе». М.: «ВАКО», 2009

 Егорова Н.В. и др. «Русский язык. Государственная итоговая аттестация. 9 класс», М.: «Экзамен», 2010

Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку 9 класс. Под ред. Ю.С. Пичугова. М.: «Дрофа». 2

 Сенина Н.А. «Русский язык. Материала для подготовки к итоговой аттестации», Ростов-на- Дону: «ЛЕГИОН-М», 2010

 Угроватова Т.Ю. «Материалы для подготовки к итоговой аттестации», М.: «Просвещение», 2009

 

            5.1.6. Соответствие оснащенности кабинета используемому УМК.

 Кабинет оснащен пособиями, учебным оборудованием, оргтехникой, мебелью. Учебно – методический  комплекс соответствует

стандартам образования, образовательной программе и УМК по русскому языку и литературе.

Разработан Паспорт кабинета русского языка и литературы.

Все учебное оборудование и программное обеспечение (только лицензионное или СПО) соответствует вы-

бранному УМК по  русскому языку и литературе.

            5.1.7. Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе: лицензионных, созданных самостоятельно; наличие собственного сайта, страницы на сайте ОУ, блога и др.

Одной из задач образования  является формирование "личности, способной читать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа". Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является одним из условий высокого качества обучения.  Я обрабатываю текстовую, цифровую,  графическую и звуковую информацию для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы,  чертежи,  схемы,  рисунки), чтобы работать с ними на уроке, создаю слайды по данному учебному материалу, использую редактор презентации MS Power Point и демонстрирую презентацию на уроке, использую имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине.

 

 Перечень электронно-цифровых средств обучения, имеющихся в кабинете и используемых в образовательном процессе

№ п\п

Перечень

1.

1 С: Репетитор. Русский язык. ЗАО «1С»

2.

Элективные ку

сы. Русский язык. Литература. Издательство «Учитель»

3.

Дидактический и раздаточный материал . 5-7 кл

ссы. Издательство «Учитель»

4.

Дидактический и раздаточный материал . 8-9 классы. Издательство «Учитель»

5.

Тематическое планирование. Русский язык. Литература. Издательство «Учит

ль»

6.

Сергей Есенин в исполнении автора и мастеров художественного слова. Аудиокнига «АРДИС

  ООО

7.

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 8-9 классы.

8.

Фильм Сергея Герасимова «Тихий Дон» по роману М. Шолохова. ООО «ДиВиДи ЭКСПО»

9.

Фильм А. Котта «Герой нашего времени» ООО «СП Диджитал»

10.

Мое Оте

ество. Документальные фильмы о людях, жизнь которых является примером для подражания

11.

100 лучших песен В. Высоцкого

12.

Классика навсегда. Сборник классической инструментальной музыки всемирно извест

ых композиторов.

13.

Классный руководитель в средней школе. Издательст

о «Учитель»

14.

Экранизация мировой литературы 7. Лев Толстой

15.

Экранизация мировой литературы 5. А. С. Пушкин

 

Создала  личный сайт учителя www.vorobiewa-olia.narod2.ru.

  5.1.8. Дополнительная аналитическая информация (эффективность использования УМК и программ).

Данные УМК основываются на совокупности нескольких технологий, эффективное использование которых позволяет  в полном объёме реализовать деятельностный подход в работе с учащимися. Это:

  • проблемно-диалогической технология,
  •   технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения);
  •  технологии оценивания учебных успехов;
  • проектной технологии.

Все учебники данного комплекса сконструированы на основе этих технологий и снабжены подробными методическими рекомендациями, позволяющие педагогу осознанно строить деятельность на уроке в соответствии с обозначенным принципом.

 

5.2. Обеспечение личностно-ориентированного и индивидуального подхода в обучении и воспитании.

В процессе организации и проведения учебного занятия я стремлюсь не давать обучающимся информацию в готовом виде, прекрасно понимая, что хорошие знания вовсе не то единственное, что должны получить дети на уроке, а поэтому использую все возможности для развития и воспитания их личности.  При непрерывном и качественном обучении русского языка и литературы  появляется возможность целенаправленного развития системного мышления каждого школьника. Средством в таком процессе выступают уровневые задания. При их выполнении использую как дифференцированную, так и индивидуализированную групповую дея-

тельность учащихся. В последнем случае учащиеся распределяют свои обязанности так, чтобы слабые ученики

выполняли посильные для них задания.

   5.2.1. Организация и использования материала разного содержания, вида и формы.

На уроках использую книги,таблицы, презентации, раздаточный материал, видео материал, а так же цифровые образовательные ресурсы.

            5.2.2. Создание условий для творчества в учебной и внеучебной деятельности (проявления инициативы, самостоятельности, избирательности в способах работы, естественного самовыражения каждого обучающегося).

В настоящее время возвращается былая актуальность творческой деятельности. Я,  работая над этой проблемой, поставила перед собой цель: дать детям возможность проявить себя в творческой деятельности и тем самым помочь развитию положительных качеств их личности. В своей работе с детьми, я стремлюсь научить их видеть прекрасное в обыденном, сделать что-то самостоятельно, своими руками. В большинстве случаев у наших детей нарушены такие личностные качества, как самостоятельность, настойчивость, самооценка. Участие детей в творческой деятельности в немалой степени способствует развитию этих качеств.

Я стремлюсь научить детей:   ориентироваться в задании (анализ и условия работы);  планировать ход работы (последовательность, приемы работы, материалы и инструменты); контролировать свою работу (правильность действий, анализ);

уметь оформить и защитить свои результаты.

 Использую в работе индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения, которые способствуют  развитию са-

мостоятельности учащихся, их самоорганизации. 

Своей главной задачей я считаю помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни. Свою работу я строю следующим образом:

-структурирую содержание программы, выделяю узловые моменты;

-определяю базовый уровень образования, базовый уровень лингвистической   культуры, минимальный уровень знаний, умений, навыков, необходимых для участия в будущих проектах;

-организую совместную деятельность по формированию базовых уровней, используя дифференцирован-

ный и индивидуальный подход, обучение в “сотрудничестве”; формирую  лингвистическую  культуру;

-совместно с учениками определяем тему проекта, над котором будем работать, (обучаю технике сов-

местной деятельности); 

-в процессе подготовки проекта, расширяю базовый уровень знаний  и лингвистическую  культуру  уча-

щихся.

            5.2.3. Создание ситуации выбора (использование форм и методов, позволяющих раскрыть субъективный опыт обучающихся; создание условий для свободного высказывания, использования различных способов выполнения заданий; оценка деятельности не только по результату, но и по процессу).

Образование, ориентированное на личность, включает в себя:

  • отказ от ориентировки на среднего;
  • применение психолого-педагогической диагностики личности учащегося;
  • учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;
  • прогнозирование развития личности;
  • конструирование индивидуальных программ развития.

Для достижения поставленной цели мы имеем возможность выбрать программу, использовать ее вариативную часть, учебники, а также форму организации учебного процесса. Я использую в своей работе технологии, способные предоставить ученику возможность выбора, научить его ориентироваться в потоке информации, выбирать и использовать нужную (материалы справочной, энциклопедической литературы, данные компьютерной сети Internet).

Работая над данной проблемой, я использую технологии, которые предполагают:

  • организацию совместной деятельности;
  • взаимопонимание, общение;
  • рефлексию, через которую устанавливается отношение ученика к собственной работе.

На своих уроках я использую технологии: “обучение в сотрудничестве”, разноуровневое обучение, метод проектов, которые позволяют вносить новое во все компоненты урока, повышать информативность содержания материала, менять виды и формы урока.

При организации работы применяется метод формирования социального опыта детей через вовлечения их в социальные ролевые функции, а также используется ситуация свободы выбора. В комплексе с последующим анализом – это воспитывает и развивает учеников, целенаправленно формирует их социальный опыт.

Придерживаясь принципа целенаправленного обучения навыкам групповой работы, использовать метод обучения в сотрудничестве мне помогают следующие приёмы:

Временная работа в группах. Этот приём представляет собой работу учащихся в составе малых групп по выполнению небольших учебных заданий, например:

  • обмен идеями, собственным опытом;
  • обмен информацией, полученной из разных источников и её обсуждение;
  • постановка вопросов для предстоящего обсуждения;
  • проведение “мозгового штурма”;
  • выход чувств и переживаний, возникающих как реакция на происходящее в классе.

Создание ситуаций совместных переживаний. Этот приём способствует формированию доверительных отношений между учащимися и представляет собой совместную деятельность учащихся, которая содержит в себе элементы сильного позитивного эмоционального переживания.

Актуализация имеющегося опыта и знания является важным условием, способствующим пониманию и введению нового знания. Любое новое знание должно опираться на субъектный опыт школьников, на их интересы, склонности, устремления, индивидуально значимые ценности. Это определяет своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым учеником.

Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым, переведя в социально значимое содержание (т.е. «окультурить»), и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания.

При организации личностно-ориентированного урока моя позиция как учителя состоит в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Я продумываю не только, какой материал буду сообщать, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности). Надо продумать, что следует сделать, дабы обсудить детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно - неправильно), а в равноправном диалоге. В этих условиях ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, предлагают, не боясь ошибиться, свои варианты ее содержательного обсуждения. При этом оцениваются не только результаты, но и процесс их достижения.

 

            5.2.4. Учет индивидуальных показателей здоровья.

Опыт моей работы выявил следующие пути решения проблемы сохранения здоровья детей:

  1. Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс (уровневой дифференциации, индивидуального обучения,  групповых и игровых технологий, укрупнения дидактических единиц, развивающего обучения)
  2. Применение активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся.
  3. Рациональная организация труда учителя и учеников.
  4. Создание комфортного психологического климата.
  5. Соблюдение СанПиН и правил охраны труда.
  6. Чередование различных видов деятельности на уроке.
  7. Использование аудиовизуальных средств обучения.

Понятие технологии здоровьесбережения слишком широко и я стараюсь на уроке по максимуму использовать способы и приемы преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка.

Поэтапная смена деятельности, разных методов и форм работы не дает ребенку утомить свой организм, помогают избежать однообразия на уроках, монотонности, преждевременной усталости детей.

Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке я, обязательно провожу динамические паузы, физкультминутки, минутки релаксации.

Физкультминутки - это неотъемлемая часть уроков и внеклассных занятий. В системе использую физические упражнения, которые в разное время находила в литературе или в сети Интернет.

При закреплении изучаемого материала можно использовать всевозможные игровые моменты, чтобы разнообразить виды деятельности на уроке и помочь учащимся легче усвоить новый материал.

Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).

Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, часто на уроках рассматриваем задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии, которые я использую на уроках способствуют укреплению и сохранению здоровья детей. Развивают творческий потенциал детей, снимают стресс и повышают интерес к урокам.

 

 

5.3. Наличие системы внеклассной работы по предмету

Систематически провожу внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе, приурочивая их  к знаменательным датам. Наиболее интересные из них - внеклассное мероприятие по теме «»Стихи и песни о войне», май 2012 г.; «Поле чудес, посвященное дню славянской письменности и культуре» май 2011 г.; «Пушкин и Лермонтов», март 2012г. 

 

            5.3.1. Направленность программы (плана) внеклассной работы  по предмету.

Внеклассные мероприятия повышают интерес к предмету, побуждают к самостоятельной работе на уроке и к постоянному поиску чего-то нового. Обучаясь или участвуя во внеклассных мероприятиях, дети познают окружающую действительность, фантазируют, у них появляется возможность раскрыться и выразиться творчески.

Внеклассная работа по русскому языку и литературе  в нашей школе проходит по четырем направлениям:

1. Кружковая работа.

2. Индивидуальные занятия.

3. Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах (подготовка и участие учащихся в школьном, районном турах олимпиады по предметам, подготовка проектов, презентаций, рисунков, участие в дистанционных и заочных конкурсах).

4. Неделя русского языка, совместно с литературой (традиционные мероприятиями недели - КВН, конкурс сочинений, конкурс  юных журналистов, конкурс чтецов ).

Нет необходимости доказывать, что внеклассные занятия повышают интерес к предмету, побуждают ребят к самостоятельной работе и на уроках, к постоянному поиску чего-то нового. Главное – появляется возможность раскрыться и выразить свое творчество. Направление  программы внеклассной работы по предмету основывается на открытии мира великой русской культуры,  воспитании в учениках уважения к русскому слову, приобщению их к лучшим достижениям русской словесности.

            5.3.2. Интеграция с другими предметами.

Использую интеграцию русского языка с литературой, природоведением, изобразительным искусством, музыкой, а так же связи , где интегрируются не два предмета, а три и даже больше.  Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной устной и письменной речи учащихся, её развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Кроме того, интеграция трех предметов является средством интенсификации урока, расширяет его информативную ёмкость, способствует развитию интереса к предметам, к изучаемому курсу,  повышает творческий потенциал учащихся.

 

            5.3.3. Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования.

            5.3.4. Использование возможностей культурных, научных и др. учреждений района, города и т.д. в организации внеклассной работы.

Проводила   экскурсию с учащимися в сельскую библиотеку.

            5.3.5. Дополнительная аналитическая информация (анализ эффективности внеклассной работы по предмету).

Основной  задачей учителя является работа по повышению качества образования учащихся.   С этой целью максимальный упор сделан на интеграцию учебной  и внеучебной деятельности с опорой на интересы и возможности учащихся, на повышение эффективности внеклассной работы.

Внеклассные мероприятия повышают интерес к предмету, побуждают к самостоятельной работе на уроке и к постоянному поиску чего-то нового. Обучаясь или участвуя во внеклассных мероприятиях, дети познают окружающую действительность, фантазируют, у них появляется возможность раскрыться и выразиться творчески.

 

5.4. Профессиональный рост педагога

            5.4.1. Непрерывность повышения квалификации:

                        – Самообразование.

Тема по самообразованию: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы посредством ИКТ».

    В ходе всей работы я стремлюсь к достижению следующих целей:

- создание оптимальных условий для развития и самореализации индивидуальных и творческих способностей личности школьника, сориентировать на самоорганизацию учебной деятельности;

- формирование творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми данными, способной адаптироваться к условиям жизни вне школы.

  Исходя из целей, определила задачи:

- создать базу опорных знаний для учеников в виде памяток, инструкций, алгоритмов и схем;

- способствовать творческому интеллектуально-познавательному усвоению предметного материала, сделать открытым процесс поиска вида и способа учебной деятельности;

- расширить словарный запас учащихся, предоставить возможность каждому высказывать свою точку зрения и быть толерантным к другим мнениям.

 

                        – Прохождение курсов повышения квалификации:

 

1.Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт информационных технологий АйТи» 

«Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по русскому языку»

108 часов

26 октября 2011г.  по 17 ноября 2011г.

Регистрационный номер 0012240 

2.Виртуальный университет повышения квалификации работников образования

Преподавание мировых религиозных культур и светской этики

 

Окончание курсов 15 августа. Свидетельство  еще не выдано.

 

                        – Участие в работе конференций, семинаров:

Уровень и название конференции, семинара и др.

Форма участия

Тема выступления

Дата

                        – Участие в работе МО:

Год

Вид деятельности

Результаты работы

2011-2012

Доклад  «Использование ЭОР в изучении русского языка и литературы в школе»

 

Поделилась опытом о новых источниках ЭОР

2011-2012

Руководитель ШМО учителей математики

Формирование банка данных о методической работе учителей и их профессиональных качествах

                        – Работа над методической темой:

Год

Наименование темы

Результаты работы

            5.4.2. Участие в профессиональных конкурсах, в т.ч. в конкурсе ПНПО:

Уровень

Наименование

конкурса

Итого (с указанием года)

Участник

Лауреат

Победитель

Всероссийский

 

 

 

 

Региональный

 

 

 

 

Муниципальный

 

 

 

 

На уровне ОУ

 

 

 

 

             

5.5. Участие в реализации образовательных программ экспериментальных площадок, лабораторий, ресурсных центров:

Уровень

Тема

Год

Всероссийский

 

 

Региональный

 

 

Муниципальный

 

 

На уровне ОУ

 

 

 

5.6. Дополнительная аналитическая информация.

 

6. Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе

Наименование технологии

Использование (необходимо оценить по 3-х балльной системе)

0 баллов – оцениваемый показатель отсутствует

1 балл – использование элементов технологии

2 балла – использование технологии в полном объеме

Развивающее обучение

2

Проблемное обучение

1

Разноуровневое обучение

1

Коллективная система обучения (КСО)

1

Технология решения изобретательных задач (ТРИЗ)

1

Исследовательские методы обучения

2

Проектные методы обучения

2

ИКТ

2

Модульное и блочно-модульное обучение

2

Здоровьесберегающие технологии

2

Система инновационной оценки «Портфолио»

1

Технология дистанционного обучения

1

6.1. Дополнительная аналитическая информации (эффективность использования технологий).

Использование новых образовательных технологий дает новые возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка, развития взаимоответственности, для повышения качества обученности на базе отработки образовательных стандартов, развития исследовательских навыков в процессе обучения, подготовки образовательной базы для дальнейшего обучения. Применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-

ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное -совершенствовать самоподготовку обучающихся.

 

7. Обобщение и распространение опыта

7.1. Презентация опыта на различных уровнях: 

Форма
Уровень
Тематика с указанием года

Мастер – класс с презентацией

На уровне ОУ

«Урок  русского языка с использованием ЦИОР», ноябрь 2011

Выступление на методических объединениях.

 

Муниципальный

«Использование ЭОР в изучении русского языка и литературы в школе», декабрь 2011 г.

 

Открытый урок

На уровне ОУ

«Игра- путешествие по теме «Имя прилагательное», ноябрь 2010 г.

Открытый урок

Муниципальный

«Повторительно – обобщающий урок по теме:  «Имя существительное», октябрь 2011г.

Открытый урок

Муниципальный

«Междометия в предложениях», апрель  2012г.

 

Открытый урок

На уровне ОУ

«Роман «Три мушкетера» и его герои», март 2011

Открытый урок

На уровне ОУ

 

«Понятие о наречии, как части речи»,  февраль 2012 г.

 

 

 

 

7.2. Наличие научно-педагогических и методических публикаций  

Уровень

Название публикации

Выходные данные

Место издания, гриф

Название издательства

Год

издания

Международный

Всего:

 

 

 

 

Всероссийский

Всего:

 

 

 

 

Региональный

Всего:

 

 

 

 

Муниципальный

Всего:

 

 

 

 

На уровне ОУ

Всего:

 

 

 

 

7.3. Дополнительная аналитическая информация (влияние обобщения и распространения собственного опыта на профессиональный рост и образовательный результат). 

8. Взаимодействие с родителями и представителями социума

8.1. Участие родителей и общественности в родительских собраниях.

 Решая задачу по воспитанию  подрастающего поколения, работаю в тесном содружестве с классными руководителями школы и родителями учащихся во внеурочной деятельности. Для более успешной социальной адаптации моих воспитанников провожу классные часы совместно с родителями, на которых сами родители делятся  с ребятами жизненным опытом и спецификой своих профессий, тем самым внося значительный вклад в профориентационную работу с классом.

Члены родительского комитета класса принимают активное участие в жизни класса и школы, помогая в проведении общешкольных мероприятий и  в работе со слабоуспевающими учащимися. Всегда строю свою работу в тесном сотрудничестве с каждым родителем.

Благодаря такой организации внеклассной деятельности и тесного сотрудничества с родителями, учащиеся моего класса являются активными участниками общешкольных мероприятий, занимая призовые места.

Согласно тематики родительского собрания  приглашаю на беседу фельдшера, участкового уполномоченного, инспектора по делам несовершеннолетних.

 

8.2. Привлечение родителей к различным видам деятельности, к управлению образовательным процессом.

Результативность воспитательного процесса возрастает при тесном сотрудничестве с родителями, которые по желанию и возможностям определяют свое место и функцию в работе родительского коллектива. Посещение родительских  собраний всегда 90 – 100%. Родители привлекаются не только в проведении тематических родительских собраний. Они постоянные участники спортивных мероприятий, экскурсий,  походов. Они участвуют в классных часах – рассказывают о своей профессии.

 

8.3. Использование возможностей социума в реализации образовательных задач.

Поддерживаю тесный контакт с родителями своих учеников, организую педагогические консультации, провожу анкетирование в целях диагностики, регулирования и коррекции своей учебно-воспитательной деятельности, читаю лекции для родителей и детей.

 

 

 

© vorobiewa-olia

Сделать бесплатный сайт с uCoz